Профилактика семейного неблагополучия

Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия

«…Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения и должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». Выдержка из Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (20 ноября 1959 года)

Для современного состояния нашей страны, когда экономические преобразования, направлены на решение экономических проблем особенно актуальным становится вопрос о молодом поколении, его физическом, умственном, духовном, нравственном и социальном положении и развитии.

Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось чуть ли не в обычное явление.

Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия.

Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, а самое опасное социальное последствие насилия по отношению к детям - дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Виды жестокого обращения с детьми:

1. физическое,

2. сексуальное (развращение),

3. психическое (эмоциональное),

4. моральная жестокость (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Знаниями в этой области должны владеть родители, педагоги, психологи, медики, работники образования, чтобы своевременно обратить внимание на ребенка, на его проблему, оказать ему необходимую помощь и предотвратить последствия насилия.

1)Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка:

Поведенческие и психологические индикаторы:

задержка развития, малоподвижность;

дети могут становиться агрессивными, тревожными;

могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой;

тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Возраст до 3 лет:

  • малоподвижность, безразличие к окружающему миру;
  • боязнь физического контакта с взрослыми;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • редкая улыбка и проявления радости;
  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

Возраст от 3 до 6 лет:

  • отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • лживость, воровство;
  • копирование поведения взрослых;
  • жестокое отношение к животным;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике.

Признаки физического насилия над ребенком:

раны и синяки:

- разные по времени возникновения;

- в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

- непонятного происхождения;

- имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

ожоги:

топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

укусы:

следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;

«синдром тряски»:

возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

- родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;

- следы травм различной давности;

- родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

- обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

- не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

- отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

- повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

2. Моральная жестокость - (отсутствие заботы о детях) – отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, медицинской помощи; отсутствия заботы и присмотра за ребёнком; отсутствия внимания и любви к ребёнку.

Влияние моральной жестокости на ребенка

Поведенческие и физические индикаторы проявления моральной жестокости: 

- не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

- ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

- не ходит в детский сад, школу, прогуливает уроки, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

- устает, апатичен, сонный вид, опухшие веки, имеет отклонения в поведении.

а так же:

-неумение играть;

- постоянный поиск внимания или участия;

- крайности поведения - инфантилизм или принятие роли взрослого,

- поведение в «псевдо взрослой манере»,

-агрессивность или замкнутость,

- неразборчивое дружелюбие или не желание общаться;

-жестокость к животным;

- раскачивание на стульях,

-сосание пальцев.

3) Психологическое (эмоциональное насилие) - как «единократное или хроническое воздействие на ребёнка или его отвержение».

Признаки психологической (эмоциональной) жестокости со стороны взрослого:

- обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

принижение его успехов, унижение его достоинства;

- отвержение ребенка;

- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

-лишение ребёнка социальных контактов (принуждение к одиночеству);

-предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

- негативная характеристика ребенка;

- постоянное сверхкритичное отношение к нему;

- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

нежелание утешить, пожалеть ребенка, который действительно в этом нуждается;

- отождествление с ненавистным или нелюбимым родственником;

- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Признаки психологической (эмоциональной жестокости) у ребёнка:

- задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

- импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

- попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

- уступчивость, податливость;

- ночные кошмары, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

- депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

-нарушение сна, отсутствие аппетита;

-длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-беспокойство, тревожность, агрессивность;

-склонность к уединению;

-неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

-плохая успеваемость;

-низкая самооценка;

-чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

-угрозы или попытка самоубийства.

4) Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но этого все-таки может оказаться недостаточно, чтобы избежать сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от него, доверяет ему или даже любит. Влияние сексуального насилия на ребёнка

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие в дошкольном возрасте:

- ночные страхи, кошмары;

- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

- открытая мастурбация;

- несвойственные возрасту знания о сексуальной жизни;

- беспричинные нервно – психические расстройства.

- ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

- может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

- может жаловаться на физическое нездоровье;

- скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

КАК УЗНАТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ПОДВЕРГАЕТСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ?

Необходимо помнить, что существуют ФАКТОРЫ РИСКА, (обстоятельства, ситуации, способствующие жестокому обращению с детьми).

Их нужно знать всем, кто непосредственно работает с семьёй и ребёнком, а так же самим родителям.

Первая группа факторов риска

«Особенности детей – жертв насилия»:

-нежеланный ребенок;

- наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

- врожденные уродства;

- нелюбимый ребенок в семье;

- сходство с нелюбимым родственником;

- нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;

- «трудный» ребенок;

- низкая масса тела при рождении, недоношенность;

- высокоодаренный или талантливый ребенок.

Вторая группа «факторов риска»-

«Социальное неблагополучие семьи»:

- неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;

- семьи с приемными детьми;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;

- специфические культурные или религиозные факторы;

- стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;

- низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;

- юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

- использования физического и психического насилия в качестве наказания;

- статус беженцев в результате межнациональных конфликтов;

- семьи с патриархально-авторитарным укладом;

- семьи, в которых имеются конфликты между родителями;

- семьи, в которых мать чрезмерно занята на работе;

- семьи, где ребёнок долго жил без отца;

- семьи, где ребёнок живёт с отчимом;

- семьи, в которых мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.

Третья группа факторов риска «Состояние здоровья родителей, других членов семьи, наличие в ней эмоциональных сложностей, характерологических особенностей»:

- психические заболевания (психоз, депрессия);

- умственная отсталость;

- критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения);

- наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;

- родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

Несмотря на исчерпывающую характеристику факторов риска, существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

- следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

- следы сексуального насилия;

- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

-отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома. Если сотрудники органов и учреждений образования, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

- направить информацию в правоохранительные органы - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

- направить информацию в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

- принять меры по оказанию помощи ребенку.

Уверены, что права детей соблюдаются не тогда когда им позволяется всё, а, напротив, когда мы уберегаем их от вседозволенности, от экспериментов над собой, бережно взращивая в их душах понятия добра, любви, веры, ответственности, патриотизма, трудолюбия, терпения, благородства.

Чтобы защитить ребенка от жестокого обращения, от его последствий, обеспечить ему счастливое детство и право на жизненное пространство, которое формирует в нем физическое здоровье, обеспечивает уровень образования, воспитывает моральные качества и нравственные принципы, т. е готовит его к созданию семьи и воспитанию собственных детей, необходимо оградить его от возможного или вероятного негативного воздействия и, если возникнет такая необходимость, защитить его. Наш долг понимать ответственность за наших детей, проявить свою активную гражданскую позицию и не остаться равнодушным к детям, подвергающимся жестокому обращению.

свернуть

Половая неприкосновенность детей

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Уважаемые папы и мамы! В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

 Стратегии предупреждения насилия

- Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

- Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

- Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

- Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

- Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

- Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.

- Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.

Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию.

В таких ситуациях Вы всегда можете воспользоваться помощью специалистов:

Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию –

телефон доверия для детей - 8 (801) 100 16 11

Круглосуточно, звонки на линию бесплатны с любого номера

ПАМЯТКА

об ответственности за преступления против половой неприкосновенности или половой свободы личности, а также против общественного порядка и общественной нравственности, в части изготовления и распространения порнографических материалов

   Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом  развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.

   Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:

- особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц. 

-прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором  - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

Справочно: Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

-ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;

-демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);

-изнасилование в обычной форме, орально-генитальный и анально-генитальный контакт;

Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием детьми, проституция.

   Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.

   В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».

Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

Статья 166. Изнасилование

1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) -

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ-инфекцией, либо иные тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), -

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ-инфекцией, либо иные тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, -

наказываются ограничением свободы на срок от двух до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 169. Развратные действия

1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166167 и 168 настоящего Кодекса, -

наказываются арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера

1. Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

2. То же действие, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), -

наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Статья 343. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера

1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования, либо распространение или рекламирование порнографических материалов или печатных изданий, изображений, иных предметов порнографического характера, либо публичная демонстрация кино- или видеофильмов порнографического содержания -

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев.

2. Те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно распространение или рекламирование заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов или печатных изданий, изображений, иных предметов порнографического характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, либо демонстрация этим лицом заведомо несовершеннолетнему кино- или видеофильмов порнографического содержания -

наказываются лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

Статья 3431. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего

1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования, либо распространение или рекламирование порнографических материалов или печатных изданий, иных предметов порнографического характера с изображением заведомо несовершеннолетнего, либо публичная демонстрация кино- или видеофильмов порнографического содержания с таким изображением -

наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей или частью 2 статьи 343 настоящего Кодекса, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий или иных предметов порнографического характера с его изображением -

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий или иных предметов порнографического характера с его изображением -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

свернуть

Научите детей видеть ложь

Не оставляйте детей без присмотра

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

НЕДОПУСТИМО ОСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА!

ВЫ НЕСЕТЕ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ!

  В соответствии со статьей 68 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье родители обязаны воспитывать детей и осуществлять уход и надзор над ними. При оставлении без присмотра несовершеннолетних в подобных случаях в действиях родителей могут также усматриваться формальные признаки статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности».

  Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» (https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900275) – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

Статья 159 «ОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ» (https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900275)

  1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо не сообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
  2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
  3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Каждый родитель должен:

  • знать, где находится его ребёнок;
  • сопровождать в период с 23.00 до 6.00 часов детей в возрасте до 16 лет, находящихся вне жилища, либо обеспечить их сопровождение совершеннолетними лицами (статья 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»).

  Неисполнение указанной обязанности влечет наложение штрафа на родителей до 2 базовых величин, повторно – до 5 базовых величин (статья 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Уважаемые родители! 

  Информируем вас о возможности в случае сложной жизненной ситуации (занятости родителей) оставление детей в разновозрастной группе с круглосуточным режимом пребывания детей, которая функционирует на базе государственного учреждения образования "Ясли-сад №16 г. Молодечно". Режим работы группы: понедельник 7.00 - пятница 19.00. Справки по тел.+375 176 50-10-97.

 

свернуть

Защита прав и законных интересов воспитанников

Совет профилактики осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением  о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних   https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21732617&p1=1

Основными задачами совета профилактики являются:

  1. осуществление контроля за организацией воспитательной и профилактической работы в учреждении образования;
  2. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;
  3. обеспечение комплексного коллегиального подхода по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
  4. создание условий для социально-педагогической поддержки обучающихся, находящихся в социально опасном положении;
  5. разрешение конфликтных ситуаций в коллективе несовершеннолетних и их предупреждение.

Совет профилактики осуществляет следующие функции:

  • рассматривает поступившую информацию о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • принимает решение о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении;
  • организует индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, указанными в части первой статьи 5 Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949), за исключением несовершеннолетних, содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних;
  • анализирует выполнение индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • отменяет решения о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении в случае устранения причин, повлекших признание детей находящимися в социально опасном положении;
  • принимает меры по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
  • осуществляет анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними, обучающимися в учреждении образования, нарушению их прав и законных интересов;
  • координирует проводимую в учреждении образования работу по вовлечению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, в объединения по интересам для освоения содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
  • принимает участие в пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних, их родителей, опекунов (попечителей);
  • осуществляет иные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
свернуть

Служба экстренной психологической помощи

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ РАЙОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"     

Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» действует при РТЦСОН. Желающие могут бесплатно и анонимно получить консультацию психологов, которые постараются помочь разобраться в кризисной ситуации и наметить конкретные шаги по выходу из нее, проинформируют о других учреждениях и организациях для дополнительного обращения за помощью.

  • если Вы оказались в трудной жизненной ситуации, связанной с насилием в семье,
  • Вам и Вашим детям необходима помощь,
  • Вам нужно выговориться - звоните: «Телефон доверия» психологической службы в Молодечно +375176-74-66-20, 8:00 – 17:00. Круглосуточный доступ в "кризисную" комнату осуществляется по телефону +37529-102-07-22

    «Телефон доверия» службы экстренной психологической помощи в Минске +375 017 202-04-01, круглосуточно.

Основными принципами работы телефонного консультанта являются постоянная доступность (люди, которые нуждаются в помощи, должны иметь возможность получить её в любое время суток), анонимность звонка (звонящий имеет право не называть своё имя), уважение по отношению к звонящему (абонент принимается таким, какой он есть; любые формы давления на клиента со стороны консультанта абсолютно недопустимы) и защита звонящего (консультантами являются люди, прошедшие отбор и профессиональную подготовку, которые обязаны постоянно повышать свою квалификацию). 

   Также в Молодечненском РТЦСОН функционирует "кризисная комната", в которой женщина с детьми на безвозмездной основе может получить временный приют.

СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ "ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ" 

свернуть

Республиканский центр психологической помощи

15.12.2023

Гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

28.06.2022

Региональные карты оказания помощи несовершеннолетним

21.06.2023

Соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия

«Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия»

«…Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения и должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Выдержка из Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН

(20 ноября 1959 года)

Для современного состояния нашей страны, когда экономические преобразования, направлены на решение экономических проблем особенно актуальным становится вопрос о молодом поколении, его физическом, умственном, духовном, нравственном и социальном положении и развитии.

Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось чуть ли не в обычное явление.

Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия.

Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, а самое опасное социальное последствие насилия по отношению к детям - дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Виды жестокого обращения с детьми:

1. физическое,

2. сексуальное (развращение),

3. психическое (эмоциональное),

4. моральная жестокость (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Знаниями в этой области должны владеть родители, педагоги, психологи, медики, работники образования, чтобы своевременно обратить внимание на ребенка, на его проблему, оказать ему необходимую помощь и предотвратить последствия насилия.

1) Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка:

Поведенческие и психологические индикаторы:

задержка развития, малоподвижность;

дети могут становиться агрессивными, тревожными;

могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой;

тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Возраст до 3 лет:

  • малоподвижность, безразличие к окружающему миру;
  • боязнь физического контакта с взрослыми;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • редкая улыбка и проявления радости;
  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

Возраст от 3 до 6 лет:

  • отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • лживость, воровство;
  • копирование поведения взрослых;
  • жестокое отношение к животным;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике.

Признаки физического насилия над ребенком:

раны и синяки:

- разные по времени возникновения;

- в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

- непонятного происхождения;

- имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

ожоги:

топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

укусы:

следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;

«синдром тряски»:

возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

 

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

- родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;

- следы травм различной давности;

- родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

- обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

- не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

- отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

- повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

2. Моральная жестокость - (отсутствие заботы о детях) – отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, медицинской помощи; отсутствия заботы и присмотра за ребёнком; отсутствия внимания и любви к ребёнку.

Влияние моральной жестокости на ребенка

Поведенческие и физические индикаторы проявления моральной жестокости: 

- не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

- ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

- не ходит в детский сад, школу, прогуливает уроки, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

- устает, апатичен, сонный вид, опухшие веки, имеет отклонения в поведении.

а так же:

-неумение играть;

- постоянный поиск внимания или участия;

- крайности поведения - инфантилизм или принятие роли взрослого,

- поведение в «псевдо взрослой манере»,

-агрессивность или замкнутость,

- неразборчивое дружелюбие или не желание общаться;

-жестокость к животным;

- раскачивание на стульях,

-сосание пальцев.

3) Психологическое (эмоциональное насилие) - как «единократное или хроническое воздействие на ребёнка или его отвержение».

Признаки психологической (эмоциональной) жестокости со стороны взрослого:

- обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

принижение его успехов, унижение его достоинства;

- отвержение ребенка;

- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

-лишение ребёнка социальных контактов (принуждение к одиночеству);

-предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

- негативная характеристика ребенка;

- постоянное сверхкритичное отношение к нему;

- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

нежелание утешить, пожалеть ребенка, который действительно в этом нуждается;

- отождествление с ненавистным или нелюбимым родственником;

- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Признаки психологической (эмоциональной жестокости) у ребёнка:

- задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

- импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

- попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

- уступчивость, податливость;

- ночные кошмары, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

- депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

-нарушение сна, отсутствие аппетита;

-длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-беспокойство, тревожность, агрессивность;

-склонность к уединению;

-неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

-плохая успеваемость;

-низкая самооценка;

-чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

-угрозы или попытка самоубийства.

4) Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но этого все-таки может оказаться недостаточно, чтобы избежать сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от него, доверяет ему или даже любит. Влияние сексуального насилия на ребёнка

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие в дошкольном возрасте:

- ночные страхи, кошмары;

- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

- открытая мастурбация;

- несвойственные возрасту знания о сексуальной жизни;

- беспричинные нервно – психические расстройства.

- ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

- может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

- может жаловаться на физическое нездоровье;

- скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

КАК УЗНАТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ПОДВЕРГАЕТСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ?

Необходимо помнить, что существуют ФАКТОРЫ РИСКА, (обстоятельства, ситуации, способствующие жестокому обращению с детьми).

Их нужно знать всем, кто непосредственно работает с семьёй и ребёнком, а так же самим родителям.

Первая группа факторов риска

«Особенности детей – жертв насилия»:

-нежеланный ребенок;

- наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

- врожденные уродства;

- нелюбимый ребенок в семье;

- сходство с нелюбимым родственником;

- нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;

- «трудный» ребенок;

- низкая масса тела при рождении, недоношенность;

- высокоодаренный или талантливый ребенок.

Вторая группа «факторов риска» -

«Социальное неблагополучие семьи»:

- неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;

- семьи с приемными детьми;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;

- специфические культурные или религиозные факторы;

- стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;

- низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;

- юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

- использования физического и психического насилия в качестве наказания;

- статус беженцев в результате межнациональных конфликтов;

- семьи с патриархально-авторитарным укладом;

- семьи, в которых имеются конфликты между родителями;

- семьи, в которых мать чрезмерно занята на работе;

- семьи, где ребёнок долго жил без отца;

- семьи, где ребёнок живёт с отчимом;

- семьи, в которых мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.

Третья группа факторов риска «Состояние здоровья родителей, других членов семьи, наличие в ней эмоциональных сложностей, характерологических особенностей»:

- психические заболевания (психоз, депрессия);

- умственная отсталость;

- критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения);

- наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;

- родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

Несмотря на исчерпывающую характеристику факторов риска, существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

- следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

- следы сексуального насилия;

- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

-отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома. Если сотрудники органов и учреждений образования, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

- направить информацию в правоохранительные органы - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

- направить информацию в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

- принять меры по оказанию помощи ребенку.

Уверены, что права детей соблюдаются не тогда когда им позволяется всё, а, напротив, когда мы уберегаем их от вседозволенности, от экспериментов над собой, бережно взращивая в их душах понятия добра, любви, веры, ответственности, патриотизма, трудолюбия, терпения, благородства.

Чтобы защитить ребенка от жестокого обращения, от его последствий, обеспечить ему счастливое детство и право на жизненное пространство, которое формирует в нем физическое здоровье, обеспечивает уровень образования, воспитывает моральные качества и нравственные принципы, т. е готовит его к созданию семьи и воспитанию собственных детей, необходимо оградить его от возможного или вероятного негативного воздействия и, если возникнет такая необходимость, защитить его. Наш долг понимать ответственность за наших детей, проявить свою активную гражданскую позицию и не остаться равнодушным к детям, подвергающимся жестокому обращению.

свернуть

Консультации для родителей