Советы музыкального руководителя

Отдыхаем и весело играем

Музыкальные игры для дошкольников на отдыхе 

Уважаемый родитель, очень важно знакомить детей с музыкой,  начиная с самого раннего возраста, так как это способствует развитию слуха, чувства ритма, воображения, внимания и эмоциональной сферы малыша. Но что делать, если ребенок не может спокойно усидеть на месте и слушать классическую музыку? Ненавязчиво приобщить малыша к прекрасному помогут подвижные музыкальные игры. С их помощью можно не только разнообразить досуг, но и с пользой провести время.

«Догадайся, на чем я играю»

Познакомьте малыша с различными детскими музыкальными инструментами: ксилофон, бубен, погремушка, барабан, колокольчик, ложки, треугольник, трещотки, гитара, труба, дудочка и т.д. Чем больше инструментов вы соберете, тем интереснее получится игра. Разложите перед ребенком музыкальные инструменты, которые есть у вас дома. Пусть малыш еще раз попробует, как звучит каждый из них. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами сыграйте на каком-либо инструменте. Пусть ребенок угадает, на чем вы играете. Затем можно поменяться ролями.

Вместо музыкальных инструментов можно использовать бытовые предметы и подручные материалы. Например, стучать по баночкам, стаканам, использовать крышки от кастрюль, звенеть ключами, шуршать полиэтиленом и так далее. Кроме этого в интернете можно найти записи различных бытовых шумов (звук клаксона, шум стиральной машины и т.д.) и звуков музыкальных инструментов.

                             «Угадай, какая клавиша»

Эта игра подходит тем, у кого дома есть пианино или синтезатор. Выберите несколько клавиш, сильно отличающихся по высоте, и приклейте на них небольшие картинки. Желательно, чтобы между изображением и высотой тона была связь, например, на клавишу с высоким звуком можно приклеит птичку или мышку, а на клавишу с низким звуком – медведя, слона, динозавра и т.д. Так вы сможете связать слуховое восприятие и наглядно-образное мышление, характерное для дошкольного возраста и сделать музыкальное занятие еще интересней для ребенка. Пусть малыш попробует, как звучит каждая клавиша. Затем попросите ребенка отвернуться и угадать, на какую клавишу вы нажимаете. В игровой форме можно изучать понятия «высокий» и «низкий» звук. Чтобы усложнить малышу задачу, выбирайте клавиши, близкие по звучанию.

                             Изображаем музыку

Слушание музыки вносит большой вклад в развитие личности ребенка, в том числе его эмоциональной сферы. Взрослый показывает ребенку пример, как можно обыграть образы, возникающие во время слушания произведения. Сначала малыш будет повторять за Вами, а потом и сам захочет показать, что он чувствует, когда слушает музыку. Вот некоторые произведения, которые можно прослушать и изобразить с ребенком:

Д. Кобалевский «Плакса, злюка и резвушка»;

Р. Шуман «Смелый наездник»;

М. Мусоргский «Баба Яга», «Балет невылупившихся птенцов»;

Л. В. Бетховен «Весело – грустно»;

П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», «Игра в лошадки»;

К. Сенс-Санс «Аквариум»;

М. Глинка «Жаворонок»;

Вы можете использовать любую музыку, которая по душе Вам и Вашему малышу. Это могут народные песни, мелодии из мультфильмов и многое другое

                           «Быстро – медленно»

Чтобы развить у ребенка чувство ритма и научить его различать быстрый и медленный темп, заранее подготовьте для малыша соответствующие композиции (например, быстрый темп - Д. Кобалевский «Клоун», Э. Григ «Шествие гномов», медленный темп - В. Моцарт «Колыбельная»). В зависимости от темпа выполняйте различные движения. Под медленную музыку – ходим, покачиваем головой, плавно машем руками, под быструю – хлопаем, бегаем, прыгаем. Будет еще интересней и веселей, если использовать произведения со сменой темпа (русская народная песня «Калинка», П. Чайковский «Неаполитанская песенка»).

                                                           «Громко - тихо»

Эта игра похожа на предыдущую. Благодаря ей ребенок может научиться различать громкость музыки. Примеры произведений со сменой громкости:

Е. Тиличеева «Ходим-бегаем»;

Л. В. Бетховен «Весело – грустно»;

Э. Григ «В пещере горного короля»;

А. Вивальди «Времена года. Осень»;

П. Чайковский «Красная шапочка и волк»;

Д. Кобалевский «Трубач и эхо».

Еще один вариант этой музыкальной игры для дошкольников: взрослый играет в бубен, а задача ребенка - под громкие удары бегать, а под тихие – ходить на носочках. Если детей много, предложите им сыграть в «Кошки-мышки». Пока «кот» спит под тихую и спокойную музыку, «мышки» крадутся к нему, а как только заиграет громкая музыка, «кот» просыпается и старается догнать «мышек».

О пользе пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи ребенка говорят все педагоги и психологи. Сергей и Екатерина Железновы написали множество песенок-игр, которые просто незаменимы на занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста.

                                                            Музыкальные сказки

Примерно с 2,5 лет можно начинать ставать с малышом небольшие музыкальные спектакли. Основная идея в том, что взрослый читает сказку, а ребенок (с помощью взрослого) сопровождает текст подходящими звуками. Например, фразу «волк идет по зимнему лесу» можно сопроводить шуршанием пакета и пенопласта, а «испугался заяц и убежал» - стуком в барабан. Сценарии готовых музыкальных спектаклей для малышей вы можете найти в сборнике Е. Железновой «Сказки-шумелки».

Не забывайте включать музыку ребенку просто так. Под нее можно танцевать или использовать ее в качестве фона для домашних занятий и игр. Помимо классических произведений, ребенку полезно слушать детские песенки, которым можно подпевать.

                                               «Морская фигура, на месте замри»

Эта популярная музыкальная игра для детей дошкольного возраста хорошо развивает внимание и скорость реакции. Родитель включает музыку, а дети, пока она играет, резвятся, бегают по залу, прыгают. Когда музыка останавливается, нужно замереть и попробовать изобразить какую-нибудь фигуру.

                                                                 «Шляпа»

В эту игру лучше играть компанией больше 3 человек. Под музыку дети передают друг другу по кругу шляпу. Когда музыка затихает, тот, к кому попала шляпа, должен надеть ее и пройтись по комнате, играя заданную роль (например, роль клоуна или волшебника)

                                                                «Бубен»

Маленькие дети очень любят играть с бубном. В эту игру, которая отлично развивает чувство ритма, речь и усидчивость, можно играть всей семьей. В то время как один участник играет бубном, остальные хлопают и произносят слова: «Поиграй, (имя), в бубен. Мы в ладоши хлопать будем. Поиграй, поиграй, (имя), бубен передай!» После этого игрок передает бубен следующему участнику, и игра повторяется, пока не надоест. Закончить игру можно фразой «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай».

Музыкальные подвижные игры нравятся подавляющему большинству детей дошкольного возраста. С их помощью можно развить у ребенка музыкальный слух, чувство ритма, внимание, память, воображение, эмоциональность. Играйте в музыкальные игры всей семье, вместе слушайте музыку, обсуждайте свои впечатления.

Это не только весело, но и очень полезно.

свернуть

Наши видео

Песенный фольклор как эффективное средство развития словаря детей дошкольного возраста

28.11.2023

Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. В старину специально не учили детей народному пению. Сначала мамы и бабушки пели детям колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки. Далее ребенок был очевидцем праздников и обрядов с бесчисленным количеством песен, и цепкая детская память фиксировала все легко и точно. В самостоятельных играх вместе с другими детьми ребенок выкрикивал или напевал заклички, дразнилки, приговорки. Проходило время, и подросший ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни, приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни: трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

      Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и, как результат, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа. В современном мире отношение к культурным традициям прошлого совсем иное. Родители не уделяют должного внимания эстетическому развитию ребёнка. Всё реже в домах звучит классическая музыка, а  народные песни отсутствуют в репертуаре современных городских жителей. Ребёнок постоянно находится в окружении агрессивного музыкального фона.

      Белорусский фольклор – один из самых богатых в мире. Это душа белорусского искусства, белорусской музыки. Произведения народного песенного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, сочувствие чувство взаимопомощи и благородство.

      Детский песенный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок-небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе. Они направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. В быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен  имеет большое значение в его музыкальном воспитании, в развитии словаря, творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним. Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.

Люлі-люлі-люлі,

Прыляцелі куры.

Селі на варотах

У чырвоных ботах.

Сталі куркі сакатаць,

Што ж сыночку есці даць:

Дацi, дацi пiражок,

Мы паедзем на таржок.

      А вот для того, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, что значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:

Ціха, куры, не крычыце,

Майго Ваню не будзіце,

А мой Ваня будзе спаць,

Будзе вочкі закрываць.

Или :

Пайшоў каток пад масток,

Злавіў рыбку за хвасток.

Ці самому з'есці,

Ці малой аднесці?

А я разок укушу i Алёнцы аднясу.

      Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, скороговорки, считалки.

У куце сядзіць мядзведзь,

Хустку вышывае,

А лісічка-невялічка

Хатку прыбірае.

А каток пячэ аладкі,

Масла падлівае.

Мышанятка жвава, гладка

Катку памагае.

 

Эны-бэны, фіны, лёк,

Сам Пятровіч бліны пёк.

Пёк, пек, не дапёк,

Схапіў шапку дый уцёк.

 

Кінь, кінь, перакінь,

Давай далей пабяжым,

Цераз воду і агонь,

Не дагоніць нас і конь.

      С белорусскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить уже с младшей группы. Это такие песенки, как: “Сонейка”, “Зайчык”, “Сарока” и т.д. Они, для детей в возрасте  трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей словарь, ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

      Основываясь на опыте многих педагогов, можно сказать, что знакомство с песенным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский песенный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного белорусского народного творчества.

      Итак, песенный фольклор оказывает непосредственное влияние на словесную деятельность ребенка, развивает образную речь, определяет строй и стиль речи, питает ее своим материалом, создает образы, вооружает способом построения повествования.

 

Источник: https://infopedia.su

свернуть

Использование Су–Джок игр для развития музыкальных способностей детей

Использование Су–Джок игр для развития музыкальных способностей детей

консультация музыкального руководителя для родителей

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.

 С музыкой дети соприкасаются   с самых первых дней своей жизни.  Развитие музыкальных способностей является одним из средств формирования личности ребенка.

Музыкальные способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их музыкальной деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития музыкальных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Особый интерес у детей к пальчиковым играм, которые способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов. Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и доступность в исполнении.

Особенно детям нравятся игровые упражнения с шарами «Су-Джок» и надевание пружинок поочередно на каждый палец обеих рук. Эти упражнения направлены на развитие ладоней рук и пальчиков, что, по мнению психологов, улучшает память, внимание, воображение, координацию, а также мелкую моторику рук и мозговую деятельность.

 

 Приёмы работы с Су-Джок колечками и шариками:

  • массажные движения с каждым пальцем;
  • катание в ладошках;
  • зажимание колечка Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой»;
  • ритмичное надавливание на Су-Джок;
  • перекладывание из руки в руку;
  • воздействие на каждый пальчик правой, затем на левой руке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

  1. https://ppt-online.org/354495
  2. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/372308-proekt-ispolzovanie-jelementov-su--dzhok-ter
  3. https://apni.ru/article/1174-igra-kak-metod-razvitiya-tvorcheskikh-sposobn
  4. https://prodod.moscow/archives/16265
  5. https://docplayer.com/37227255-Igry-s-massazhnym-sharikom-su-dzhok.html
свернуть

Как определить артистический талант у ребёнка

Консультации музыкального руководителя