Скоро в школу

Советы родителям будущих первоклассников

Как научить читать ребёнка

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО?

Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерна несформированность фонетико-фонематических процессов, оптического восприятия,   пространственных отношений, памяти, внимания, мышления, операций звукового анализа и синтеза. При обучении чтению детей это становится причиной более длительного периода усвоения букв, их смешивания, поэтому со многими приходится многократно повторять буквы. Все эти трудности могут вызвать у детей негативную реакцию на процесс чтения, у них пропадает интерес и желание заниматься. Какие же «опасности» подстерегают на пути овладения грамотой? Как выбрать БУКВАРЬ, который лучше всего подойдет для обучения чтению? Как же родителям научить ребенка читать правильно? 

Давайте рассмотрим основные направления этой работы.

Развитие звукового анализа и синтеза (фонематического восприятия).
Еще до того, как приступить к обучению чтению, у ребенка необходимо сформировать умение различать и выделять звуки нашей речи. Хорошо развитый фонематический слух будет тем фундаментом, на котором строится в дальнейшем грамотное письмо и чтение. А вот недоразвитие умений звукового анализа приводит к ошибкам на письме и чтении.

В процессе обучения чтению дошкольник должен овладеть навыками звукового анализа: 

  • находить место звука в слове (начало, середина, конец слова);
  • знать и различать понятия «звук» и «буква», «слог» и «звук», «слог» и «слово», «гласный звук» — «согласный звук», «твердый согласный» — «мягкий согласный», «звонкий согласный» — «глухой согласный»;
  • уметь делить слово на слоги.
    Чтобы научить ребенка читать правильно, закрепляйте эти знания 

 в игровых упражнениях.

Вот некоторые из них: 

  • Хлопни, когда услышишь звук [А];
  • Отбери картинки, в названиях которых звук [А] находится в начале слова (в конце слова, в середине слова);
  • Игра «Гласный или согласный». Взрослый называет знакомые звуки нашей речи. Ребенок поднимает карточку красного цвета, если услышит гласный звук, карточку синего цвета, если звук согласный.
  • Игра «Наоборот». Взрослый называет твердый звук, ребенок должен назвать его мягкий аналог.
  • «Слоговое лото». Ребенок раскладывает картинки в разные домики (одноэтажный, двух-, трех- или четырехэтажный) в зависимости от того, сколько слогов содержит слово (1, 2, 3, 4).

Знакомство с буквами и чтение.

Какие ошибки при обучении чтению часто допускают родители?

Иногда родители, торопясь знакомить ребенка с буквами, не обращают внимание на то, что ребенок называет букву подобным образом,  например: [Ши],  [Лы], [Ты]. В чем опасность? Почти всегда такое название буквы приводит к нарушениям звукового анализа на письме. Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки (а на письме – буквы). Например, он будет читать вместо «МАМА» — «МЭАМЭА», вместо «ВОЛК» будет писать «ВЭОЛК» и т.п. И исправлять такие ошибки у читающих дошкольников и школьников гораздо сложнее, чем предотвратить в процессе обучения чтению и сразу правильно учить ребенка читать.

Поэтому первое правило при обучении чтению: знакомя ребенка с БУКВОЙ, называйте так, как произносится ЗВУК: Б – [Б], а не [БЭ]; Р — [Р] а не [ЭР]; и т.д.

Как помочь детям с тяжелыми нарушениями речи запомнить буквы

Для закрепления букв используйте такие интересные для детей задания:

  • сложить букву из счетных палочек;
  • нарисовать букву на песке, манке, выложить из фасоли;
  • «дорисовать» букву, превратить её в какой-то предмет;
  • лепить из пластилина или теста азбуку (ребенок лепит букву и предмет, название которого начинается с этого звука);
  • выложить букву и картинку с помощью нитки на бархатной бумаге

Второе правило: чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо сразу учить читать слоги СЛИТНО, как только ребенок запомнил несколько гласных букв, а не побуквенно. Например: из гласных [А], [У] сразу сложить слоги  АУ, УА. Ни в коем случае не допускать чтения сначала по буквам: [А], [У], а затем повторять уже слог [АУ]. Первую гласную можно тянуть, пока внимание ребенка обращено на следующую букву – таким образом, слог не обрывается, а читается слитно [ААААААУУУУ]. Так же происходит и согласными: из букв А, М — [АМ], [МА]. И так далее.

И третье правило.  Внимательно выбирайте Букварь.  Один букварь будет хорошим подспорьем, а другой — снизит мотивацию  и внесет путаницу в процесс чтения.   Как выбрать букварь? Букварь должен быть составлен грамотным педагогом (желательно – логопедом), буквы не должны быть представлены в алфавитном порядке (для обучения чтению необходим особенный порядок знакомства с буквами, начинается знакомство обычно с простых гласных, таких как А, О, У, Ы, Э и согласных, например М, Н, Х, В, Л)

В Букваре чтение слогов должно начинаться уже после знакомства с несколькими гласными буквами, а по мере знакомства с согласными – сразу же подключаться чтение слов.

Когда выбираете букварь, следите, чтобы в нем было достаточно материала для чтения по каждой букве (много слов и предложений, с середины букваря должны добавляться и короткие рассказы), а так же картинки, иллюстрирующие предложения. Занимаясь по такому букварю, взрослым будет легче обращать внимание ребенка на смысл прочитанных слов и предложений. А понимание смысловой составляющей очень важный аспект при обучении чтению!

Учитывайте эти советы при обучении чтению дошкольника, с самого начала читайте с ребенком правильно, и это позволит избежать многих проблем и ошибок.

Список использованных источников:

«Как научить ребенка читать правильно?» [Электронный ресурс]. – 2021– https://ped-kopilka.ru/blogs/churikova-olga/kak-pomoch-detjam-s-tjazhelymi-narushenijami-rechi-zapomnit-bukvy.html

http://logopedrunet.ru/obuchenie-chteniyu-doshkolni

свернуть